Электропроводящая бумага может обнаружить утечку в трубе
Как можно определить утечку воды в трубопроводе, если под рукой нет соответствующего достаточно дорогостоящего оборудования? Наверное, никак если не использовать последнее достижение ученых из университета Вашингтона – электропроводящую бумагу для обнаружения утечек.
Исследования, проводимые командой ученых из университета Вашингтона под руководством профессора Энтони Дичиара привели к созданию материала на основе целлюлозы (бумаги) с добавлением углеродных нанотрубок с высокой электрической проводимостью и обычных древесных волокон. При этом использовать его для исследования утечек в трубопроводах ученые решили совершенно случайно.
Целью исследования было просто создать материал подобный обычной бумаге, который хорошо бы проводил электричество. Произведя его, ученые подключили бумагу в электрическую цепь с источником питания и обычным светодиодом. В процессе изучения свойств нового материала на него случайно попала вода и светодиод погас.
Оказалось, влага воздействовала на волокна целлюлозы, они достаточно быстро разбухли, а расстояние между нанотрубками увеличилось. Что и привело к уменьшению электрической проводимости практически до нуля. Когда же бумага подсохла, ее электрические свойства восстановились и светодиод снова загорелся.
Естественно, что данное открытие, тем более что оно было сделано совершенно случайно, надо было где-то использовать. И если бумага реагирует на воду, то ею можно обматывать трубопроводы даже в промышленных масштабах. Правда для того чтобы точно определять место порыва придется обматывать трубу новой бумагой не цельным куском, а разделять ее на отдельные зоны и подключать каждую из ник к отдельному микроконтроллеру или цепи аварийной сигнализации.
А это предполагает использование промышленной автоматики, например Danfoss, официальный дистрибьютор которой находится по адресу: http://ugov.com.ua/.
Кроме этого, как обнаружили ученые, бумага реагирует только на воду и ни на какую другую жидкость. Поэтому ее также можно использовать в различных топливных системах, даже на легковом автотранспорте, в качестве дополнительного датчика наличия воды в топливном баке.
Источник информации: Университет Вашингтона (www.washington.edu)