Можно ли пользоваться электронными устройствами на борту самолета?
Давайте разберемся, какими же электронными устройствами нельзя пользоваться пассажирам в полете, а какими можно. Логически подумав, можно определить круг электронных устройств, которые теоретически могут помешать работе электроники самолета. По сути это те устройства, которые способны излучать во время своей работы достаточно мощное электромагнитное поле. Это поле может взаимодействовать с полями электронных устройств самолета и тем самым вносить коррективы в их работу.
Есть два так сказать официальных аргумента, при помощи которых авиакомпании накладывают запрет на использование электронных устройств. Первый состоит в том, что работа сторонних электронных устройств мешает работе бортовой электроники самолета. Второй – она создает помехи при связи пилота с диспетчером. Все это в основном касается работы сотовых телефонов. На самом деле за всю историю существования мобильной связи не проводились серьезные исследования ее влияния на работу бортовых систем самолета. И сказать точно об какой-то опасности применения сотовых на борту самолета нельзя. Тем более, что стремительное повышение безопасности полетов в последнее время путем увеличения надежности электронных систем управления самолетом, практически полностью исключает влияние электромагнитного излучения от таких маломощных устройств как мобильные телефоны. Как показывает практика, хотя бы один пассажир забывает отключить сотовый, но пока не одной аварии из-за этого не было. Да и если бы была опасность, то давно бы уже в системах самолета ввели дополнительную защиту от подобного рода влияния.
Есть еще один негласная причина запрета, которая реально может повлиять на безопасность полета. Если пассажиру сообщат по телефону о возможном теракте или аварии другого самолета, то может возникнуть паника. А как известно паника – плохой помощник в критических ситуациях, особенно если все происходит в воздухе. Теперь же возникла еще одна причина – вдруг какой-то террорист приведет в действие бомбу при помощи мобильника. Технически это вполне возможно.
Однако, не смотря на вышесказанное, есть мнение самих пилотов самолетов. Мобильники работают на частоте близкой к частоте системы посадки самолета вслепую. За несколько километров до посадочной полосы ее сигналы позволяют направить самолет в нужном направлении и посадить борт даже при очень плохой видимости.
Так что мораль выше проведенного небольшого теоретического исследования в том, что если существует запрет на использование ряда устройств при полете, то лучше его не нарушать даже если он и безосновательный.