Выпрямление переменного тока
Войну токов американский изобретатель Томас Алва Эдисон проиграл американо-сербскому инженеру Николе Тесла, поскольку переменный ток, который поддерживал последний как стандарт, было возможно передавать на большие расстояния с приемлемыми потерями. И в наши дни большинство генерирующих мощностей вырабатывают именно переменный ток, а рассчитанные на промышленную выработку постоянного (солнечные батареи) преобразуют его в переменный при помощи инверторов.
Тем не менее, существуют технологические процессы, требующие использования постоянного тока. Если при электросварке он желателен, поскольку улучшается качество шва и повышается коэффициент полезного действия устройства, то в электрохимии без него никак не обойтись. Катод и анод для электролиза или гальванопластики должны быть постоянными, а не меняться между собой местами пятьдесят раз в секунду.
Для получения постоянного тока из переменного существуют приборы, именуемые выпрямителями. Любой диод, ламповый или полупроводниковый, проводит ток в одном направлении. На использовании одиночного диода основан однополупериодный выпрямитель. С его помощью получают импульсный ток, который приходится сглаживать, применяя фильтры с конденсатором или дроссель со стабилизатором напряжения. Для более эффективного сглаживания применяются двухполупериодные выпрямители, представляющие собой мостовую сборку из диодов. Она может быть реализована как единый блок либо как сборка из четырёх отдельных элементов. На выходе такого устройства получают напряжение, пульсирующее с частотой вдвое выше частоты напряжения питания.
Если заменить диоды тиристорами, получим диодный мост на тиристорах, который позволяет реализовать, помимо преобразования переменного тока в пульсирующий ток, фазовое регулирование напряжения. Это применяется в регуляторах мощности типа диммера (в быту он используется для регулирования яркости освещения или мощности тёплых полов), в промышленности и на транспорте может быть нужным для плавного запуска электрических двигателей и управлением током зарядки аккумуляторных батарей. В электровозах подобные схемы управления тяговыми двигателями реализовались ещё с довоенных времён, с использованием ламповых предшественников тиристора — тиратронов.
Статья подготовлена по материалам сайта http://www.radioelementy.ru/.