История электрических машин и генераторов
Электрические машины и генераторы начинают свою историю в 1821 году, когда Майкл Фарадей открыл возможность преобразования электрической энергии в механическую и создал первую модель электрического двигателя. В 1831 он сформулировал законы электромагнитной индукции, открывшие дорогу для создания электрических генераторов. Открытию электрических машин способствовали и открытые в 1822 году Андре Мари Ампером законов электродинамики.
Однако лишь в 1834 году Борисом Семеновичем Якоби создал конструкцию электродвигателя, основные конструктивные особенности которого используются и по сей день. Первый электрический генератор был создан братьями Пикси в 1832 году. Это был генератор переменного тока с вращающимися постоянными магнитами. Первое время электрические генераторы и двигатели развивались обособленно. Лишь в 1833 году немецкий физик Эмилий Христианович Ленц сформулировал принцип обратимости электрических машин, получивший в 1838 году практическое применение. В последующее время в конструкции генераторов постоянные магниты были заменены электромагнитами.
В 1867 году известный немецкий ученый и изобретатель Эрнст Вернер фон Сименс использовал принцип самовозбуждения в генераторах с последовательным возбуждением. В то же время Джеймс Максвелл заложил основы теории электрических машин, создав их математическую модель.
В 1870 году бельгийский изобретатель Зеноб Теофил Грамм построил электрическую машину с кольцевым якорем из пучка проволоки. Применение кольцевого якоря позволило устранить пульсации, увеличить КПД и уменьшить габаритные размеры электрической машины. В 1873 немецкий электротехник Ф.Гефнер-Альтенек совместно с Вернером Сименсом предложили конструкцию с барабанным якорем.
Стремительному развитию электрических машин способствовал не только энтузиазм ученых и изобретателей, но и развитие электрических железных дорог, и зарождение энергетики в XIX веке.
Опыты по передаче энергии на постоянном токе в 1882 году показали много недостатков такого способа передачи энергии на большие расстояния. Следовательно, с обращением ученых и инженеров к переменному току пошло развитие и электрических машин и генераторов, использующих переменный ток.
В 1889 году русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский предложил для передачи электроэнергии трехфазную систему переменного тока. Для практической реализации своей идеи он построил трехфазный асинхронный двигатель и трехфазный трансформатор.
На рубеже XIX и XX веков были созданы все основные виды электрических машин и разработаны основные теории их работы. Дальнейшее развитие сводилось к усовершенствованию конструкции машин для увеличения их мощности и КПД.